Сайт посвященный г Костроме.Сайт Кострома содержит самую важную и полезную информацию о г Костроме.
Фото Костромы На главную
Google
г Кострома
г Кострома Справочник Кострома
Сайт Кострома Костромской сайт

История г Кострома Достопримечательности г Кострома Все услуги г КостромаОрганизации,Магазины,Санатории,Гостиницы,Связь,Политика,Культура... Телефоны Отдых в г Кострома Расписание Транспорта
Костромские сайты Карта г Кострома Спорт Кострома Рассказы об улицах, домах и людях Афиша выходных Маринбизнес Костромская область Домашний бизнес Уникальная возможность зарабатывать очень приличные деньги находясь дома за компьютером Работа кострома Гостиницы Костромы



Декоративная резьба, деревянная скульптура и мелкая пластика Костромы


    Важным элементом убранства интерьеров костромских храмов были резные иконостасы. Очевидно, с середины XVII века костромские мастера-древоделы, известные ранее как умелые строители зданий хором и церквей, стали заниматься и резьбой по дереву. С этого времени пошла на Руси слава о добрых мастерах - резчиках по дереву из костромского посада Большие Соли. Слава их достигла вершины уже в XVIII веке, когда большесольских резчиков стали приглашать на работу в Петербург и Москву.

    Среди резных иконостасов Костромы самым старым исследователи древнерусской культуры признают иконостас Трехсвятильского придела церкви Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Праздничный ряд. Деталь. 1756-1758 годы.Воскресенья на Дебре - замечательный памятник декоративно-прикладного искусства XVII века. По конструкции он восходит к типу древних тябловых иконостасов, но в отличие от них имеет роскошную "перспективную" арку над царскими вратами, столбики-колонки и другие объемные детали, богато украшен мелким растительным узором. Любопытной деталью иконостаса являются кронштейны в виде рук, поддерживающие богато орнаментированные тябла горизонтальных членений. Резьба покрыта позолотой и серебрением, а яркая цветная раскраска фонов резьбы синим, красным, зеленым цветом придает всему иконостасу вид сказочного архитектурного сооружения. Резные царские врата иконостаса декорированы миниатюрными живописными вставками с изображениями евангелистов, Благовещенья и Евхаристии. Эти миниатюры помещались в резных киотцах, имеющих вид трехглавых церквей.

    Резьбой по дереву украшали не только иконостасы, но и клиросы, аналои, различную церковную утварь. Прекрасной сочной резьбой украшен, например, складной легкий аналой XVII века, переданный в Костромской музей из церкви Воскресенья на Дебре.

    Самыми заметными произведениями декоративно-прикладного искусства после иконостасов в интерьерах храмов были резные царские и патриаршие места.Иконостас Трехсвятительского придела церкви Воскресенья на Дебре. Деталь портала царских врат. XVII век. К числу великолепных произведений декоративной резьбы XVII века относится царское молельное место Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Царское место Троицкого собора, по преданию, было подарено в Ипатьевский монастырь царем Михаилом Романовым в память его пребывания в Костроме. По конструкции он мало чем отличается от подобных сооружений, сохранившихся до сих пор в церквях соседнего Ярославля. Интересно же оно своей великолепной ажурной резьбой с эмблемами двуглавого царского орла и с фигурами сказочных птиц и зверей.

    В 1756-1758 годах резчиками костромского посада Большие Соли Петром Золотаревым и Макаром Быковым был сооружен грандиозный пятиярусный иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Верх иконостаса сделан петербургскими резчиками и прислан в дар монастырю императрицей Елизаветой Петровной. Пять ярусов иконостаса Троицкого собора большесольские мастера украсили девяносто двумя колоннами сквозной резьбы и причудливыми резными деревянными валютами. Все детали иконостаса вырезаны из липы и вызолочены тончайшими листами сусального золота. Каждая колонна сделана из целого куска дерева. Особенно затейлива резьба царских врат иконостаса. В основе резного орнамента, украшающего иконостас, преобладают мотивы листьев аканта и свободно вьющейся виноградной лозы с массивными гроздьями. Акантом украшены царские двери, карнизы и консоли колонн. Колонки иконостаса сделаны в виде виноградных лоз, их рисунок отличается особой свободой и разнообразием. Резные золоченые детали иконостаса выделяётся на ярком фоне основной конструкции этого грандиозного сооружения и служат эффектным обрамлением для ярких красочных композиций больших икон XVII-XVIII веков. Вычурная декоративная резьба иконостаса хорошо сочетается с пестрой гаммой стенных росписей собора.

    Наряду с иконами в церквах Костромы почитались и резные изображения святых, чаще всего - Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы."Параскева Пятница". Начало XV века. Дерево, темпера. Одним из лучших скульптурных образов Параскевы давно признана скульптура XV века из Заволжского города Галича. По преданию, скульптура Параскевы Пятницы была подарена в одноименную церковь Рыбной слободы города Галича князем Дмитрием Шемякой, сыном Юрия Звенигородского - одного из покровителей и почитателей Андрея Рублева. Это самое древнее из сохранившихся изображений Параскевы Пятницы в искусстве пластики Древней Руси.

    В XVII столетии в церквях городов и сел Костромского Заволжья стали обычными резные изображения не только Николы и Парасекевы, но и местного святого Макария Унженского, евангелистов и апостолов, многофигурных сцен Тайной вечери (на створках царских врат иконостасов). Резные фигуры работы деревенских ваятелей костромского Заволжья XVII - начала XVIII века характеризуются архаичностью форм и потому нередко принимаются исследователями за произведения более древнего времени.

    Своеобразным и самым распространенным видом древнерусской пластики является миниатюрная скульптура из дерева, кости, камня. Такие произведения скульптуры в виде иконок, панагий, крестов были достоянием ограниченного круга людей и ценились очень высоко. После смерти владельца эти миниатюрные изделия обычно поступали в ризницы церквей и монастырей. Много прекрасных произведений мелкой пластики хранилось и в ризнице Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Среди них выделяются исполненные с большим мастерством резные нагрудные иконы с изображением Богоматери Умиления (XIV-XV века) и Троицы (XVI век). Композиция Троицы окаймлена рамкой тончайшей скани. Ювелирной тонкостью резьбы по дереву поражает и небольшая нагрудная иконка с Распятием работы резчика XVI века.




Оплата сотовой связи(WebMoney)
Форумы и чат Костромы
Бесплатно отправить SMS и MMS Яндекс.Погода

Hosted by uCoz