Сайт посвященный г Костроме.Сайт Кострома содержит самую важную и полезную информацию о г Костроме.
г Кострома Справочник Кострома Сайт Кострома Костромской сайт |
История г Кострома | Достопримечательности г Кострома | Все услуги г Кострома | Телефоны | Отдых в г Кострома | Расписание Транспорта |
Важным элементом убранства
интерьеров костромских храмов были резные
иконостасы. Очевидно, с середины XVII века
костромские мастера-древоделы, известные ранее
как умелые строители зданий хором и церквей,
стали заниматься и резьбой по дереву. С этого
времени пошла на Руси слава о добрых мастерах -
резчиках по дереву из костромского посада
Большие Соли. Слава их достигла вершины уже в XVIII
веке, когда большесольских резчиков стали
приглашать на работу в Петербург и Москву.
Среди резных иконостасов Костромы
самым старым исследователи древнерусской
культуры признают иконостас Трехсвятильского
придела церкви Воскресенья на Дебре -
замечательный памятник декоративно-прикладного
искусства XVII века. По конструкции он восходит к
типу древних тябловых иконостасов, но в отличие
от них имеет роскошную "перспективную" арку
над царскими вратами, столбики-колонки и другие
объемные детали, богато украшен мелким
растительным узором. Любопытной деталью
иконостаса являются кронштейны в виде рук,
поддерживающие богато орнаментированные тябла
горизонтальных членений. Резьба покрыта
позолотой и серебрением, а яркая цветная
раскраска фонов резьбы синим, красным, зеленым
цветом придает всему иконостасу вид сказочного
архитектурного сооружения. Резные царские врата
иконостаса декорированы миниатюрными
живописными вставками с изображениями
евангелистов, Благовещенья и Евхаристии. Эти
миниатюры помещались в резных киотцах, имеющих
вид трехглавых церквей.
Резьбой по дереву украшали не только
иконостасы, но и клиросы, аналои, различную
церковную утварь. Прекрасной сочной резьбой
украшен, например, складной легкий аналой XVII
века, переданный в Костромской музей из церкви
Воскресенья на Дебре.
Самыми заметными произведениями
декоративно-прикладного искусства после
иконостасов в интерьерах храмов были резные
царские и патриаршие места. К числу великолепных
произведений декоративной резьбы XVII века
относится царское молельное место Троицкого
собора Ипатьевского монастыря. Царское место
Троицкого собора, по преданию, было подарено в
Ипатьевский монастырь царем Михаилом Романовым
в память его пребывания в Костроме. По
конструкции он мало чем отличается от подобных
сооружений, сохранившихся до сих пор в церквях
соседнего Ярославля. Интересно же оно своей
великолепной ажурной резьбой с эмблемами
двуглавого царского орла и с фигурами сказочных
птиц и зверей.
В 1756-1758 годах резчиками костромского
посада Большие Соли Петром Золотаревым и Макаром
Быковым был сооружен грандиозный пятиярусный
иконостас Троицкого собора Ипатьевского
монастыря. Верх иконостаса сделан
петербургскими резчиками и прислан в дар
монастырю императрицей Елизаветой Петровной.
Пять ярусов иконостаса Троицкого собора
большесольские мастера украсили девяносто двумя
колоннами сквозной резьбы и причудливыми
резными деревянными валютами. Все детали
иконостаса вырезаны из липы и вызолочены
тончайшими листами сусального золота. Каждая
колонна сделана из целого куска дерева. Особенно
затейлива резьба царских врат иконостаса. В
основе резного орнамента, украшающего иконостас,
преобладают мотивы листьев аканта и свободно
вьющейся виноградной лозы с массивными
гроздьями. Акантом украшены царские двери,
карнизы и консоли колонн. Колонки иконостаса
сделаны в виде виноградных лоз, их рисунок
отличается особой свободой и разнообразием.
Резные золоченые детали иконостаса выделяётся
на ярком фоне основной конструкции этого
грандиозного сооружения и служат эффектным
обрамлением для ярких красочных композиций
больших икон XVII-XVIII веков. Вычурная декоративная
резьба иконостаса хорошо сочетается с пестрой
гаммой стенных росписей собора.
Наряду с иконами в церквах Костромы
почитались и резные изображения святых, чаще
всего - Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Одним из лучших скульптурных
образов Параскевы давно признана скульптура XV
века из Заволжского города Галича. По преданию,
скульптура Параскевы Пятницы была подарена в
одноименную церковь Рыбной слободы города
Галича князем Дмитрием Шемякой, сыном Юрия
Звенигородского - одного из покровителей и
почитателей Андрея Рублева. Это самое древнее из
сохранившихся изображений Параскевы Пятницы в
искусстве пластики Древней Руси.
В XVII столетии в церквях городов и сел
Костромского Заволжья стали обычными резные
изображения не только Николы и Парасекевы, но и
местного святого Макария Унженского,
евангелистов и апостолов, многофигурных сцен
Тайной вечери (на створках царских врат
иконостасов). Резные фигуры работы деревенских
ваятелей костромского Заволжья XVII - начала XVIII
века характеризуются архаичностью форм и потому
нередко принимаются исследователями за
произведения более древнего времени.
Своеобразным и самым распространенным
видом древнерусской пластики является
миниатюрная скульптура из дерева, кости, камня.
Такие произведения скульптуры в виде иконок,
панагий, крестов были достоянием ограниченного
круга людей и ценились очень высоко. После смерти
владельца эти миниатюрные изделия обычно
поступали в ризницы церквей и монастырей. Много
прекрасных произведений мелкой пластики
хранилось и в ризнице Троицкого собора
Ипатьевского монастыря. Среди них выделяются
исполненные с большим мастерством резные
нагрудные иконы с изображением Богоматери
Умиления (XIV-XV века) и Троицы (XVI век). Композиция
Троицы окаймлена рамкой тончайшей скани.
Ювелирной тонкостью резьбы по дереву поражает и
небольшая нагрудная иконка с Распятием работы
резчика XVI века.