Сайт посвященный г Костроме.Сайт Кострома содержит самую важную и полезную информацию о г Костроме.
Фото Костромы На главную
Google
г Кострома
г Кострома Справочник Кострома
Сайт Кострома Костромской сайт

История г Кострома Достопримечательности г Кострома Все услуги г КостромаОрганизации,Магазины,Санатории,Гостиницы,Связь,Политика,Культура... Телефоны Отдых в г Кострома Расписание Транспорта
Костромские сайты Карта г Кострома Спорт Кострома Рассказы об улицах, домах и людях Афиша выходных Маринбизнес Костромская область Домашний бизнес Уникальная возможность зарабатывать очень приличные деньги находясь дома за компьютером Работа кострома Гостиницы Костромы



Монументальная живопись костромских храмов


    Широкий размах строительства каменных храмов в городах России в конце XVI века стимулировал расцвет искусства монументальной живописи. Если до XVII века основным украшением интерьеров большинства церквей были лишь иконостас и отдельные иконы, то в XVII веке каждую вновь построенную церковь стремились украсить настенной живописью. Особенно радели об украшении своих церквей посадские люди. Характерно, что первая монументальная роспись интерьера появилась в Костроме в церкви Воскресения на Дебре, построенной Кириллом Исаковым. Среди мастеров монументальной живописи в XVII веке на Руси славились артели костромских изографов. В актах Оружейной палаты того времени упоминаются семьдесят иконописцев костромичей, котроые неоднократно выезжали из Костромы в Москву для выполнения "государевых работ". Костромские мастера писали иконы для церквей Московского Кремля и палат царей, работали на патриарший двор, украшали миниатюрами и заставками книги царской библиотеки, чинили древние иконы в Кремлевских соборах, выполняли орнаментные росписи в жилых покоях царских палат, расписывали сундуки, печи, игрушки. Но чаще всего костромских изографов вызывали в Москву к царскому двору для реставрации стенных росписей и написания новых фресок в соборах Кремля.

    Каменное строительство в самой Костроме стало развиваться только во второй половине XVII столетия, в первой же половине века в городе существовало всего четыре каменных собора: Троицкий и Успенский в кремле, соборы Богоявленского и Ипатьевского монастырей. Известные сейчас стенописи в этих зданиях появились на исходе шестидесятых годов XVII века, а последние были созданы в конце семидесятых годов XVIII века.

    С именами Гурия Никитина и Силы Савинасвязаны самые выдающиеся циклы монументальных росписей XVII века. Их артелью созданы в 1668 году фрески собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, в семидесятых годах - стенопись Успенского собора и Воскресенской церкви на митрополичьем дворе в Ростове Великом, в 1681 году - роспись церкви Ильи пророка в Ярославле. Гурий Никитин и Сила Савин с членами своей дружины неоднократно участвовали в реставрации настенной живописи соборов Московского Кремля, писали фрески в московских Архангельском и Успенском соборах. В Костроме артелью Гурия Никитина и Силы Савина написаны в 1685 году фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря; в 1672 году, очевидно, этой же артелью выполнена стенопись собора Богоявленского монастыря. Предполагают, что мастера дружины Гурия Никитина в 1680 году украсили фресками Трехсвятильный придел церкви Воскресения на Дебре.

    Тематика росписи паперти Воскресенской церкви обычна для XVII века. На южной галерее представлены сцены на сюжет библейской легенды о сотворении мира, на западной - мрачные картины Апокалипсиса.

    Роспись Южной галереи исполнена в мягкой золотисто-зеленой гамме. Небольшие по размерам сцены скомпонованы свободно и непринужденно. "Адам и Ева в раю". Фреска паперти ц. Воскресенья на Дебре. 1652г.Фигурам приданы мягкие очертания, они выполнены легкой и уверенной рукой мастеровитого знаменьщика прямо по сырому левкасу без предварительного рисунка. Причудливо вьются травы позема, гибкие стволы деревьев, кроны которых усыпаны яркими пятнами плодов и цветов. Изображения животных выполнены с большой любовью и тонкой наблюдательностью. Особым мастерством исполнения отличаются сцены из истории жизни Адама и Евы в раю, композиции "Ноев ковчег", "Недреманое око" и "Лоно Авраамово".

    Иными чертами отмечены сцены Апокалипсиса. Этой теме посвящены две большие композиции по сторонам западного входа в основной четверик здания церкви. Начинается рассказ о страшных событиях Конца света с изображения Иоанна Богослова, стоящего на горе с семью золотыми святильниками - символами семи церквей городов Передней азии, которым адресованы страшные пророчества Иоанна. Ниже расположены изображения "жены, облаченной в солнце", и семиголового дракона, поверженного в бездну. В правом нижнем углу композиции могучий ангел с цепью и замком, ключ от которого он держит в левой руке, сковывает дьявола. На правой от западного портала стене представлены четыре грозных всадника, повергающих людей в бездну ада, изображенного в виде огромной головы безобразного чудовища с острыми, как шипы, зубами. В правой части этой композиции находится изображение выходящего из бездны морской зверя о семи головах, увенчанных коронами с богохульными словами.

    Краски сцен Апокалипсиса отличаются плотностью. В колорите этих композиций нет той легкости и нежности, которыми характеризуется красочная гамма южной галереи. Преобладают резкие сопоставления ярких тонов синего, изумрудной зелени и темно-вишневого цвета с золотистыми охрами. Контуры изображений вычурны, рисунок жесткий, "ломкий". Эти черты особенно характерны для левой композиции западной галереи, где представлены низвержение семиглавого дракона и ангел, сковывающтй дьявола. Правая композиция с видениями четырех апокалиптических всадников мягче по колориту, в ней меньше темных красок, более плавны контуры изображений.

    На стенах южной и западной галерей паперти Воскресенской церкви есть необычные ниши-киоты, расположенные на уровне человеческого роста. В этих нишах находятся фресковые изображения Софии Премудрости Божией, Спаса Вседержителя, Богоматери Знамение, композиции "Недреманое око" и "Явление Иоанну Богослову солнцеобразного ангела". Изображения в нишах, кроме сцены явления апокалиптического анегла Иоанну Богослову, не связаны тематически с росписями галерей паперти. Фрески в киотах-нишах - Спас, София Премудрость и Богоматерь Знамение  - особенно почитались прихожанами Воскресенской церкви, были "поклонными"; у этих фресок висели лампады, а композиции София Премудрость и Богоматерь Знамение были в старину убраны драгоценными чеканными окладами.

    Полностью Роспись ниши алтаря Трехсвятительского придела ц. Воскресенья на Дебре. 80-е годы XVII века.в церкви Воскресенья на Дебре сохранилась живопись Трехсвятильского придела. Долгое время фрески придела находились под записями и только в последние годы они были раскрыты художниками-реставраторами Костромской научно-реставрационной мастерской.

    Небольшое простанство интерьера Трехсвятильского придела изукрашено от сводов до самого пола. Два нижних яруса посвящены житию Василия Великого. Верхине ярусы стенописи - иллюстрации на темы сказаний о мученичествах апостолов. Алтарь придела украшает многофигурная символическая композиция "Великий вход". Само название придела - "Трехсвятильский" указывает на то, что содержанием его росписи первоначально были жития Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Однако уже в восьмидесятые годы XVII века после перестройки придела состав фресок его интерьера по каким-то причинам изменен, и вместо сцен из житий Григория Богослова и Иоанна Златоуста на стенах появились изображения стастей апостолов.

    Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря были написаны в течение трех летних месяцев 1685 года восемнадцатью изографами дружины"Спас Вседержитель". Фреска паперти ц. Воскресенья на Дебре. 1652 год. Гурия Никитина и Силы Савина. Имена художников перечислены в специальном клейме нижнего (орнаментного) яруса на северной стене. Вот эти имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василий Волков, Василий Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филинн Андреянов, Ерем Карпов, Макарий Иванов, Василий Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василий Никитин, Федор Логинов. На северной же стороне крупной красивой вязью написано, что писалиь фрески "при архимандрите Пахомии с братьею" и что иконописцы посвящают "всем изографное воображение в духовне наслаждение во вечные времена".

    Грандиозный цикл насчитывает восемьдесят одну композицию. Живописно украшены не только северная, западная и южная стены, но и столбы и своды храма, барабаны и своды глав. Фрески сплошным ковром покрывают также стены и своды алтарей. Когда входишь в Троицкий собор и видишь такое колоссальное количество разнообразнейших композиций с массой персонажей, невольно начинаешь сомневаться в том, что подобное могло быть создано руками всего лишь восемнадцати человек и в такой малый срок. Но такой объем работы для художников XVII века был привычным; правильная, рациональная организация труда каждого члена артели помогала мастерам выполнять гигантские циклы росписей за очень короткие сроки.

    Фресковый цикл интерьера Троицкого собора Ипатьевского монастыря состоит из пяти ярусов. Начинается каждый ярус на южной стене и оканчивается на северной. Самый верхний ярус посвящен легенде о явлении ангелов Аврааму и Лоту. В двух следующих ярусах изображена евангельская история Христа, а в нижнем поясе, располагающемся над орнаментальной панелью, - деяния апостолов и аллегории на темы Песни Песней.

    Все события, о которых повествуется в восьмидесяти одной композиции, развертываются на фоне сказочных палат и дворцов, цветущих лугов, раскидистых рощ, поросших цветами и травами гор. Люди, изображенные на фресках, красивы и изящны. Они одеты в роскошные, богато украшенные орнаментом костюмы. Люди заняты массой всевозможных дел: они крестят детей, пекут хлебы, читают книги, слушают проповедников, переплывают моря, спасаются от преследований, пожаров, возводят города, пируют и веселятся. Канонические композиции превратились на стенах Троицкого собора в увлекательные сказочные картины.

    Особенно подробно иллюстрирована история явления трех ангелов (Троицы) Аврааму и Сарре. (Именно Троице посвящен собор Ипатьевского монастыря.) Иллюстрацией этой легенды открывается цикл стенописей интерьера. Начинается рассказ с момента явления трех прекрасных ангелов Аврааму. Хозяин встречает их и ведет в дом, где уже готовятся к встрече удивительных гостей. Жена Авраама Сарра месит тесто для хлебов, слуга режет тучного тельца. Обычно изображения этих сцен были лишь составной частью главной композиции - трапезы трех ангелов. На стенах же Троицкого собора сцены с изображением Сарры, пекущей хлебы, и слуги, режущего теленка, выделяются в самостоятельные, а красивая композиция трапезы ангелов повторяется дважды с небольшой разницей в компоновке фигур ангелов, сидящих за столом, обильно уставленным всевозможными явствами. С неменьшими подробностями иллюстрирована история явления ангелов Лоту.

    Разнообразием сюжетов выделяется в стенописях Троицкого собора евангельский цикл истории Христа. Композиции на темы из жизни Христа занимают не только два яруса стенописи, но и откосы стен. Это самый большой по количеству сцен цикл Троицкого собора, объединяющий более сорока отдельных композиций. Среди них поразительной красотой отличается сцена "Брак в Кане Галилейской", похожая на изображение пира в доме богатого дворянина XVII века. Выразительна сцена "Изгнание торговцев из храма". Мастерам удалось нарисовать подлинную картину суматохи, передать страх, охвативший людей, преступивших законы благочестия и за это жестоко побиваемых исполином Христом. Очень реалистично изображены торговцы: они скатываются с высоких ступеней храмовой лестницы, пытаются собрать рассыпанные товары, изловить и посадить в корзины и клетки испуганных птиц и животных.

    Одна из лучших сцен евангельского цикла - "Проповедь на водах", находящаяся в откосе среднего окна западной стены. Эта композиция отличается особой слитностью группировок, густотой и сочностью цвета.

    Нижний ярус росписи посвящен деяниям учеников и проповедников учения Христа - апостолов. Он начинается изображением Богоматери и группы апостолов, творящих молитву. В следующих сценах показано, как апостолы идут проповедовать народам учение Христа, крестят людей, исцеляют больных, подвергаются преследованиям, гонениям. Особенностью цикла о деяниях апостолов является многофигурность композиций и разнообразие персонажей в каждой сцене.

    Разнообразными характеристиками наделены также святые, написанные на столбах храма. Глубоко психологичен каждый образ. Мягкостью и задушевностью веет от лица и статной фигуры пожилого воителя Андрея, силой и душевной твердостью покоряет образ Иисуса Навина.

    На одном из столбов помещены изображения царей дома Романовых: основателя династии - Михаила Федоровича и его сына - Алексея Михайловича, отца Петра Первого. Головы царей, как у причисленных к лику святых, окружены золотыми нимбами. По сравнению со стройными и могучими святыми, Михаил Федорович и Алексея Михайлович выглядят "царственно" тучными. Они облачены в роскошные парчевые одежды, на головах царей короны, в руках скипетры и державы.

    В росписи алтарей Троицкого собора преобладают сложные аллегорические композиции на темы богослужебных песнопений, а также отдельные изображения "святых подвижников церкви" - мучеников, патриархов и т.д.

    Объем работ по росписи собора был настолько велик, что в лето 1685 года мастера не успели полностью расписать стены и своды галерей паперти храма. Здесь написано лишь несколько отдельных композиций, лучшими из которых являются две грандиозные фрески по сторонам западного портала. На одной из них изображен Страшный суд, на другой - Видение лествицы Иоанну. Обе композиции, а также исполинские фигуры ангелов по обеим сторонам западного портала были последними фресками 1685 года, выполнявшимися уже по завершении стенописей интерьера и алтарей; дальнейшая роспись паперти была прервана наступлением осенней поры. Завершена роспись паперти Троицкого собора была только спустя два с лишним столетия, в 1912-1913 годах, художниками-реставраторами под руководством видного архитектора Д. В. Милеева. За основу композиции новых фресок галерей были взяты росписи паперти ярославской церкви Ильи Пророка.

    Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря - одна из последних работ знаменитой дружины Гурия Никитина и Силы Савина, своеобразный итог творчества знаменитого коллектива художников-монументалистов. По сравнению, например, с предыдущей работой, исполненной артелью - фресками церкви Ильи Пророка в Ярославле, композиции Троицкого собора Ипатьевского монастыря отличаются меньшей перегруженностью, большей согласованностью колорита, монументальностью.




Оплата сотовой связи(WebMoney)
Форумы и чат Костромы
Бесплатно отправить SMS и MMS Яндекс.Погода

Hosted by uCoz