История Костромы
В конце XI века в леса Среднего Поволжья, где издавна обитало
племя мерян, пришли славянские колонисты. Это были выходцы из Юго-Западной Руси. Заволжье привлекало их обилием леса, ценного пушного зверя, рыбы, месторождением соли. Они основали при впадении в Волгу реки Костромы небольшое поселение. Несколько позднее, около 1152-1157 года, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, укрепляя северную границу своих владений, заложил при слиянии Костромы и Волги пограничный город-крепость Кострому. Кострома стала центром дальнейшей колонизации лесного Заволжья, от нее начиналась дорога к Галичу, Чухломе, Соли Галицкой (Солигаличу) - древнейшим славянским поселениям Костромской области.
Лесное Заволжье - край болот и дремучих лесов; здесь цивилизация развивалась медленно, дольше сохранялись обычаи глухой старины. Само название города, породившее столько гипотез у историков, происходит, по-видимому, от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы.
Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.
История средневековой Костромы - это рассказы о набегах татар, междуусобных распрях князей, пожарах, выжигавших город дотла, эпидемиях чумы и холеры, народных волнениях.
Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III "Большое гнездо". В этом году ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату - владимирскому князю Юрию - Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов. В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома вновь была сожжена, но уже войсками Батыя, разорившим все волжские города "до Галича Мерьского". Очевидно, после 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата, имя которого он носил в крещении.
В 1246 году Кострому отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича - Василию. Василий Ярославич прожил недолго и умер 37 лет отроду в 1276 году, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы. В 1272 году Василий стал великим князем владимирским - главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси. Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.
В 1272 году неподалеку от Костромы, близ современного села Некрасова произошла битва с татарами, окончившаяся победой русских воинов, сражавшихся под предводительством Василия Ярославича. В память об этой победе костромичей над татарами была поставлена в начале XVIII века на берегу озера у села Некрасова каменная часовня, увенчанная шатровым покрытием и расписанная внутри в двадцатых годах XVIII века фресками, часть из которых посвящена победе костромского войска в битве 1272 года.
После смерти Василия Ярославича Кострома опять стала глухим городом. В 1330-1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества.
Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества : она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение. В XIV веке происходит постепенное разрастание города за счет переселенцев, бежавших из Смоленского, Тверского и Рязанского княжеств от усобиц князей и татарских набегов. С XIV века правил Костромой воевода, назначаемый московским князем. В 1380 году костромичи под предводительством своего воеводы Ивана Родионовича Квашни храбро сражались на Куликовом поле. Летописи рассказывают о том, что костромские воины Федор и Григорий после битвы Дмитрия Донского "под сеченым деревом березовым бита велми отдыхаюша".
В дни нашествия на Москву Тахтамыша Дмитрий Донской бежал в Кострому, собрал здесь ополчение и вернулся с ним в столицу. Позднее, когда Москве угрожал Едигей, в Костроме укрывался сын Дмитрия - Василий.
В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу : Ипатьевский и Николо-Бабаевский.
В начале XV века Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представление сообщение от 1413 года, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело 30 церквей. После этого пожара город был отстроен заново, но несколько изменилась его топография в связи с перенесением кремля на высокий берег Волги, на то место, где теперь находится городской парк.
В первой половине XV века Кострома, Галич и Чухлома стали ареной распрей московского князя Василия Темного с сыновьями Юрия Звенигородского - Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое княжение московское. Сильно страдало костромское население в XV веке и от набегов разбойничьих ватаг новгородских ушкуйников и летучих отрядов конницы казанских татар, не раз внезапно нападавших на город, грабивших и сжигавших его посады.
После пожара 1413 года в Костроме, по велению великого московского князя Василия Дмитриевича, были возведены в новом кремле первые в городе каменные здания Успенского и Троицкого соборов. Но эти здания, горевшие и рушившиеся в XVI и XVII веках, неоднократно перестраиваемые в XVII и XVIII столетиях, не сохранились до наших дней.
Значительно расширилось каменное строительство в Костроме во второй половине XVI века, в связи с возвышением бояр из рода Годуновых. Годуновы считали себя потомками легендарного татарского мурзы Чета, принявшего, якобы, в начале XIV века христианство и основавшего близ Костромы Ипатьевский монастырь. Борис и Дмитрий Годуновы начали каменное строительство стен и зданий Ипатьевского монастыря.
К концу XVI века в Костроме увеличилось число ремесленников и торговцев, выросло посадское население. Но и это короткая полоса подъема была вскоре прервана.
В начале XVII века Россия подверглась нападению польско-шведских интервентов. В 1608 году отряд польской шляхты захватил Кострому и укрепился в ней. Отсюда поляки начали набеги на заволжские города России. Осенью 1608 года в древнем Галиче поднялось восстание против поляков, быстро распространившееся по всем городам костромского края. В ноябре - декабре 1608 года галичане и костромичи, организовав первое народное ополчение, освободили Кострому.
Лжедимитрий II послал в Кострому для подавления этого восстания карательный отряд пана Лисовского, 28 декабря восстание с помощь изменников бояр было подавлено, и в январе 1609 года Лисовский пошел из Костромы в Галич. Сразу же после ухода отряда Лисовского к Костроме подступило новое ополчение патриотов, и 4 марта польский гарнизон, оставленный Лисовским, вынужден был сдать город и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря. Ополчение галичских, вологодских, кологривских, парфеньевских, устюжских и костромских крестьян и ремесленников, освободившее город, начало длительную осаду Ипатьевского монастыря. На помощь осаждающим прибыло 5 тысяч галичских крестьян под предводительством Ивана Кологривова и ополчение из Ярославля. 1 мая к осаждающим подошел новый отряд ополченцев под командой опытного в ратных делах воевода Давида Жеребцова. По его приказанию, вокруг Ипатьевского монастыря было вырыто двойное кольцо рвов, прервавшее связь осажденных с внешним миром. На помощь засевшему в монастыре гарнизону интервентов в конце мая подошел отряд под командой Лисовского, но все его попытки прорвать кольцо осаждающих и переправиться на левый берег Волги окончились неудачей. Отряд Лисовского вынужден был бросить осажденных на произвол судьбы. Ночью 24 сентября 1609 года костромичи Константин Мезенцев и Николай Косыгин сумели заложить под одну из стен монастыря бочку с порохом. При взрыве герои погибли, но в образовавшийся пролом стены бросились ополченцы и после короткой и жестокой схватки выбили интервентов из монастыря. Поляки пытались спастись бегством. Их настигли и уничтожили у села Некрасова, где в 1272 году потерпели поражение от костромского войска Василия Ярославича отряды татар. Этим эпизодом и окончилось освобождение Костромы от польских интервентов. В 1612 году костромские люди вошли в ополчение Минина и Пожарского, принимавших участие в освобождении Москвы.
Вскоре после изгнания интервентов Кострома оказалась центром событий, имевших общерусское значение. В 1613 году земский собор постановил избрать на царство племянника первой жены царя Ивана Грозного Анастасии - Михаила Федоровича Романова, местопребыванием которого в это время оказался Ипатьевский монастырь. Сюда и явилась делегация, чтобы вручить юному царю разоренную державу.
Тогда и совершил свой подвиг крестьянин костромской губернии Иван Сусанин, уроженец села Домнино. Польский отряд, посланный захватить вновь избранного царя, пробираясь глухой лесной дорогой, сбился с пути и попал в деревню Деревнище, где повстречал Ивана Сусанина, который завел врагов в непроходимые чащи и там погиб от их рук. Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут-Малиновского. Не сохранившийся до наших дней памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя; на пьедестале был борельеф с изображением гибели Сусанина. Новый памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе.
Польские интервенты нанесли тяжелые раны волжскому городу. В 1614 году в Костроме было всего 312 дворов, значительно уменьшилось число жителей.
После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом посетить Кострому. Каждое такое посещение привносило нечто новое в жизнь и облик города. Например, в 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи "Тверь", на которой она прибыла в Кострому. В начале своего недолгого царствования, в 1797 году, в Костроме побывал Павел I, который пожаловал городу Костроме новый герб с чрезвычайно сложной символикой, где были и золотой крест, и серебрянный полумесяц. С приездом в 1858 году Александра II была связана переделка так называемых "палат бояр Романовых" в Ипатьевском монастыре - стилизация под архитектуру XVII века, выполненная по проекту архитектора Ф. Ф. Рихтера.
С двадцатых годов XVII века начался новый этап в развитии города Костромы. Экономическому росту Костромы содействовало процветание соседнего Ярославля, ставшего уже с XVI века перекрестным пунктом торговых путей из Архангельска в Москву и по Волге от Ярославля до Астрахани и Каспийского моря, откуда начинался торговый путь связывающий Западню Европу с Персией и другими странами Востока. Кострома была первым городом вниз по Волге от Ярославля, здесь стали селиться не только русские, но и иностранные торговцы. Тогда же в Костроме возникает большой торговый центр - мясные, мучные, соляные, калашные, иконные, железные, шубные торговые ряды. Появляются новые слободы - Кузнецкая, Ямская, Рыбная, Кирпичная, названия которых сохранились до наших дней в наименованиях улиц. Из костромских промыслов особенно славились мыловаренный, полотняный и кожевенный. Развитие экономики благотворно отразилось на развитии города, превратив его в один из центров русской культуры.
В 1619 году началось строительство нового города, большего, нежели была Кострома до нашествия отряда поляков Лисовского. Новый город был укреплен рвами и обнесен деревянной стеной с двадцатью тремя башнями и шестью воротами. Внутри города стояли церкви Никольская, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи, Николая и семи отроков эфесских. Здесь же находились таможенная изба, гостиный двор с 4 амбарами, земская изба. На торговой площади были ряды 21 названия, имевшие 494 лавки и 248 амбаров.
Со второй половины XVII века в Костроме начинается строительство каменных храмов на средства богатейшего городского купечества и горожан. В городе к этому времени было пять монастырей: Крестовоздвиженский, Вознесенский, Спас-подвязный, Анастасьинский, Богоявленский и тридцать пять приходских церквей.
В 1650 году в Костроме было уже 2086 дворов. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников и числилось тридцать дворов иностранных людей - торговцев. За границу вывозилось костромское белое мыло, которое, по отзывам иностранных торговых агентов тех лет, "никакая нация не может дать за лучшую цену". Расцветали художественные ремесла и промыслы. По переписным книгам Костромы XVII века в городе было более семидесяти иконописцев, большинство из которых постоянно вызывались "на государевы работы" в Москву и другие города России. По всей Руси славились артели костромских каменщиков, строивших церкви в Москве, селах и монастырях подмосковья, в Рязани и Переславле. Одним их традиционных товаров городской торговли была "олифа костромского варенья", которая покупалась в Оружейную палату у костромского посадского человека Пешки Турбина. Во второй половине XVII века в Костроме появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы для украшения домовых печей и наружных стен церквей. Богатели и ширились городские посады, среди которых особенно процветал посад Большие Соли, где жили поколения резчиков по дереву и каменщиков. В волжских селах Красное, Сидоровское, Сунгурово, а также в самой Костроме развивались ювелирные промыслы. (В селе Красном этот промысел существовал уже с XIV века.)
Но и во второй половине XVII века развитие Костромы неоднократно прерывалось эпидемиями и пожарами. В 1645 году пожар уничтожил почти весь город, а начавшаяся вскоре моровая язва погубила две трети костромского населения. В 1672 году новый грандиозный пожар выжег почти весь город.
Однако экономическое развитие города уже нельзя было остановить. На месте сожженного города возникал больший. По статистическим данным 1702 года, Кострома была по количеству населения пятым городом в России после Москвы. Развитие и застройка Костромы продолжались в течение всего XVII века - в этот период сформировался стиль города.
На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. Здесь в середине XVIII века была построена первая полотняная фабрика купцов Угличаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П. М. Третьяков. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей. В городе работали восемнадцать кирпичных заводов, колокололитейный завод купца Синцова и основанный около 1781 года изразцовый завод. В конце XVIII века в Костроме открылась первая типография.
Последняя треть XVIII века - время крупных градостроительных мероприятий, обусловленных появлением губернских учреждений. В Петербурге была создана комиссия, которая первоначально занималась планировкой Петербурга и Москвы, затем стала разрабатывать генеральные планы для всех губернских городов. В работе этого учреждения принимали участие крупнейшие архитекторы того времени.
Окончательный план Костромы был утвержден в 1781 году. Он имел четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходили основные улицы. Несколько десятилетий потребовалось для его осуществления. Дело в том, что грандиозный пожар 1773 года сильно изменил облик города. Сгорели все деревянные постройки старого и нововго города, девять прихоских церквей. Сохранились только каменные здания в Ипатьевском и Богоявленском монастырях, Троицкий собор и церковь Воскресения на Дебре. По новому генеральному плану Кремль решено было не восстанавливать, а часть кремлевской территории отвести под бульвары. На этих же землях было построено здание Богоявленского собора с четырехярусной колокольней, завершенной шпилем. Колокольня долгое время служила доминантой при дальнейшей застройке, господствуя в силуэте города (разобрана в 1933 году). Автором проекта этих сооружений был Степан Воротилов (1741-1799), талантливый местный архитектор.
Если в XVII веке костромские строители приглашались в столицу и другие города, то теперь в Кострому приезжают архитекторы из Петербурга. Зодчие Н. И. Метлин, П. И. Фурсов, М. М. Праве, получившие образование в петербургской Академии художеств, последовательно формировали облик города.
Имена многих деятелей русской культуры связаны с этим городом. Кострома - родина основателя первого в России театра Федора Волкова. Актер петербургского театра Алексей Яковлев тоже родился в Костроме и в молодости служил сидельцем в лавке в Красных рядах. Сыном костромской земли был талантливый мастер портретного жанра первой половины XIX века крепостной помещиков Корниловых Алексанр Поляков, приглашенный в мастерскую Дау для участия в создании портретной галереи героев Отечественной войны 1812 года для Зимнего Дворца в Петербурге. В городе Луха Костромской губернии в семье местного иконописца родились братья Григорий и Никандр Чернецовы - замечательные русские пейзажисты. Уроженцем города Кологрива был художник-акварелист Геннадий Ладыженский, основатель Товарищества южнорусских художников в Одессе. С костромской землей связана биография замечательного русского живописца Бориса Кустодиева. В 1900 году в селе Семеновском-Лапотном (ныне село Островское) им написана программная картина на звание художника "Базар", за котрую ему была присуждена золотая медаль. В поместье Маурино приезжал Кустодиев делать эскизы и зарисовки ко многим своим произведениям. Бывая в Костроме, Кустодиев часто гостил в доме Ивана Рязанского - одного из первых ученых-краеведов, посвятившего всю свою жизнь изучению местного края. Рязанский был близким другом выдающихся деятелей русской культуры, в его доме бывали А. Блок, Н. Рерих, В. Мейерхольд, А. Толстой, А. Чапыгин, А. Ремизов, Ф. Сологуб, С. Чахонин, И. Павлов, В. Бонч-Бруевич.
Неподалеку от Костромы находится имение Щелыково, принадлежавшее драматургу А. Н. Островскому, с именем которго связаны многие памятные места города. В Костроме родились В. Плещеев и П. Катенин. Здесь отбывали ссылку атаман войска Донского М. Платов и генерал А. Ермолов - герой Отечественной войны 1812 года. Родился и жил в Костроме и другой герой войны 1812 года - Николай Мартьямович Сипягин, основатель общества любителей военных наук, военный губернатор Грузии, адъютант князя Багратиона.
Еще в начале XX века на углу Горной улицы и улицы Кооперации стоял дом семейства Вишневских. Ф. Вишневский, в 1822-1825 годах совершивший кругосветное плавание в составе русской экспедиции, был участником восстания 1825 года на Сенатской площади.
В глухой деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской области родился и жил самобытный русский художник Ефим Честняков. Он был человеком разностороннего дарования: живописцем, графиком, скульптором и писателем. Его творчество подчинялось тому духовно-нравственному началу, которое характерно для народного искусства.
На протяжении всей русской истории Кострома вносила свой вклад в сокровищницу художественной жизни народа и сама стала живой историей русской культуры.История Костромы с иллюстрациями
Оплата сотовой связи(WebMoney)
|
Форумы и чат Костромы
|
Бесплатно отправить SMS и MMS
|